Персональный форум Вершинина В.Н.

Форум позволит Задавать вопросы и отвечать на них множеству интересующихся тяньжусским цигун.
Текущее время: 17-05, 18:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 16-12, 05:05 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 11-05, 14:29
Сообщения: 331
Удивительно, но факт что упущение этапа длительной проработки основных упражнений препятствует сколько нибудь серьёзному результату у занимающихся. Никто об этом не говорит, но и результаты от занятий без отработки основ плачевные.
Откуда могут появиться результаты, когда количество энергии остаётся на низком уровне, а танцы форм ещё никого не продвинули без увеличения количества энергии.

Принятие «позы взращивания пилюли»

1. Исходное положение:
стоя лицом на восток или юг. Ноги вместе, пальцы ног как бы «захватывают» пол (упираются в него). Медленно наложить кисти ладонями на живот (мужчины — правую кисть на левую, женщины наоборот) точкой лаогун к точке цихай, так чтобы точки лаогун на обеих кистях проецировались друг на друга. Голову держите ровно, точкой байхуэй на темени вертикально вверх. Неплотно прикройте глаза. Кончик языка касается неба за альвеолами. Легко сомкните зубы. Опустите плечи и локти. Расслабьте области бедер и поясницы. Ноги чуть согните в коленях. Полностью расслабьтесь .
2. Раскрепощение и спокойно выполните три или девять дыхательных циклов (вдох — выдох). Тип дыхания — обратный абдоминальный.
3. Голени и стопы неподвижны, бедрами выполните медленное вращательное движение в горизонтальной плоскости против часовой стрелки (один оборот).
4. Смещая центр тяжести вправо, отставьте левую ногу на шаг в сторону (ноги на ширине плеч).
5. Сместив центр тяжести влево (встав ровно), бедрами выполните медленное вращательное движение по направлению часовой стрелки (один оборот, голени и стопы неподвижны) и зафиксируйте: положение стоя прямо с несколько согнутыми ногами («поза взращивания пилюли»).

6. Раскрепощено и спокойно выполните девять, 36 или 108 дыхательных циклов (вдох — выдох).
Примечания:
1. При выполнении упражнений в период «с полуночи до полудня» (с 23 до 11 часов) становитесь лицом на восток, «с полудня до полуночи» (с 11 до 23) — на юг. Такая пространственная ориентация традиционно определяется схемами соответственно «прежденебесных восьми триграмм» и «посленебес-ных восьми триграмм».
2. Обратное абдоминальное дыхание должно быть раскрепощенным, легким и естественным. Избегайте чрезмерного сосредоточения внимания (психического напряжения) - это может привести к закрепощенности.
3. Положение туловища и конечностей должно быть удобным и раскрепощенным, движения — свободными, мягкими и естественными. Ноги несколько согнуты в коленях, стойка не должна быть слишком высокой или низкой.
4. Вращательные движения бедрами выполняются медленно и равномерно по полной окружности (360 градусов), колени служат как бы «осями» (центром окружности).
5. Мысль сосредоточена на выполняемых действиях, вы испытываете состояние спокойствия и умиротворенности, полного слияния с мирозданием. Устраните все посторонние мысли.
Функции упражнения:
1. Подготовка к выполнению основных упражнений, «регулирование тела», «регулирование дыхания» и «регулирование психики», погружение в «состояние цигун».
2. Вращательные движения бедрами на 360 градусов ассоциируются с круглой «небесной сферой» и «небесным кругом», что способствует возникновению ощущения «слияния с мирозданием».
3. Отработка принятия «положения взращивания пилюли» в качестве самостоятельного упражнения способствует овладению навыками быстрого устранения посторонних мыслей, «разогрева, взращивания и усиления ци». «Положение взращивания пилюли» может быть отнесено к типу статических упражнений «стояние столбом» - чжань чжуан.
Принципы упражнения:
Принятие «позы взращивания пилюли» является начальной комбинацией для всех динамических упражнений тяньчжуской системы цигун. Требования к позам и движениям отражают такой аспект цигун, как «регулирование тела». Особенно показательны вращательные движения бедрами по окружности, ассоциируемой с окружностью небесной сферы, позволяющие еще полнее расслабиться и раскрепоститься, побуждающие дух и мысль вырваться за пределы нашего мелочного «космоса», освободиться от мирских треволнений и забот, слиться с подлинно великим мирозданием в единое тело, чтобы подготовиться к претворению животворной «семенной ци», собираемой от неба, земли, «десяти тысяч вещей» в наши тело и психику.
Раскрепощенное и спокойное обратное абдоминальное дыхание относится к сфере туна и «приготовления (внутренней пилюли)». Выполнение девяти и более (до 108 ) дыхательных циклов, с одной стороны, позволяет устранить посторонние мысли, ввести себя в состояние «покоя», с другой — становится «кузнечными мехами», посредством которых регулируется сила «огня для приготовления внутренней пилюли» и, таким образом, «совершенствуется и выплавляется внутренняя пилюля».
Дыхание, сочетаемое с движениями, способствует не только «вдыханию чистого и выплевыванию мутного», но и «проведению ци через заставы». Тесное сочетание «формы, мысли и ци», одновременная реализация функций «регулирования тела», «регулирования дыхания» и «регулирования психики» позволяют быстро погрузиться в состояние «покоя», подготовиться к «собиранию ци». Принятие «позы взращивания пилюли» можно рассматривать как упражнение типа «стояние столбом» для «выплавления и взращивания внутренней пилюли». Поэтому оно может применяться и в качестве начальной комбинации в комплексах динамических упражнений цигун, и отдельно, как самостоятельное упражнение.

«Искусство собирания ци инь и ян для закаливания пилюли»

Принципы упражнения:
Считается, что субстанции ян принадлежат небу, а инь — земле: «скопление ян» представляет собой небо, инь — землю. Небо, земля и «десять тысяч вещей» — все это трансформации «семенной ци», «небесного ян» и «земного инь». Поэтому «собирание» из безбрежных просторов неба и земли ци инь и ян является первостепенным делом в «собирании ци» для «выплавления внутренней пилюли». Поскольку сила ян «опирается» на силу инь и «дополняет» ее, то «земные субстанции инь» собираются в первую очередь. Энергия земли безгранична, подъем «земной ци» обеспечивает полноценное существование всех вещей и живых существ, в окружении «испарений земной ци» живет и человек. Мысленно представляя себе, что земная ци медленно поднимается и вы пребываете в ее сфере, «поднимаетесь» ее «семенными» субстанциями, вы обспечиваете их воздействие на внутренние органы. «Поднимание земной ци» кистями рук вызывает отчетливое ощущение «ведения ци вверх».
Сосредоточение на точках лаогун способствует их «открытию» для восприятия и «собирания» ци. Поворот предплечий, «схватывание ци» и «обнимание шара», выполняемые слитно, одним движением, «открывают» акупунктурные точки, что активизирует сеть меридианов и костный мозг для восприятия ими ци. Обращение ладоней под углом к средней области даньтянь стимулирует «погружение» ци в нее. А когда ладони находятся параллельно области даньтянь и ци «вдавливается» в нее, ощущение ци становится весьма отчетливым, как чувство «погружения» ци в даньтянь. «Собирание земной ци» восполняет недостаточность «семени инь» в организме и особенно эффективно при заболеваниях, связанных с недостаточностью субстанций инь в крови. По традиционным представлениям, «корни десяти тысяч вещей хранятся в земле», она является источником их «семени». В «земной субстанции инь» хранитсг. «семенная ци» всех вещей, поэтому она оказывает тонизирующее воздействие на организм человека и может служить «лекарственным средством» для «выплавнения внутренней пилюли».
Поэтому данный метод позволяет быстрее добиться успешного результата, чем «запасание семени и накопление ци для совершенствования и выплавления пилюли». Мысленное слияние с мирозданием во время «собирания субстанции инь» позволяет установить беспрепятственную связь внутренней среды с внешней, воспринимать полезную информацию извне и выводить информацию во внешнюю среду. Определенное разнообразие выполняемых движений позволяет оказать комплексное лечебно-оздоровительное воздействие на сеть меридианов и коллатералей, а также на суставы.

«Собирание земной субстанции инь»

Выполняется из положения «поза взращивания пилюли».
1. Медленно свободно опустите руки, поворачивая кисти ладонями вперед. Одновременно выполняйте выдох.
2. Медленно поднимите руки перед собой, до уровня плеч, словно «поднимая» «земную ци» и одновременно «собирая ци» ладонями. Одновременно выполняйте вдох .
3. Сгибая руки в локтях, выполните круговое движение предплечьями в вертикальной плоскости, переводя их назад вверх (плечи в «качестве осей») и словно охватывая кистями ци - раскрепощенным движением предплечий «охватывая шар» и поднося его к груди, локти опущены. Одновременно выполняйте выдох.
4. Поворачивая предплечья кнутри, медленно и постепенно накладывая кисти друг на друга, легким «надавливающим» движением опустите ци в нижнюю область даньтянь, наложив на нее кисти. Одновременно выполняйте вдох (рис. 6). Выполняйте всю комбинацию три раза.
Примечания:
1. При «поднимании ци» вверх предплечья раскрепощены, расслаблены, избегайте физического усилия. Сосредоточивайтесь на точках лаогун в центрах ладоней. Возникает физическое ощущение «поднимания земной ци».
2. Поворачивать предплечья надо легко, свободно и естественно. Повороты предплечий, кистей, «схватывание ци» выполняются слитно и согласованно. Возникает ощущение «схватывания ци».
3, «Надавливающее» движение кистями выполняется под некоторым углом к области даньтянь, кисти должны быть обращены точками лаогун к области даньтянь, ци как бы «вдавливается» в нее — физически ощущается, как ци «входит в даньтянь».
4. Весь процесс «собирания земной ци» проходит в течение двух дыхательных циклов (вдох — выдох). Вдохи и выдохи должны быть «плавными, медленными и мягкими», скоординированными с движениями и сосредоточением фокуса внимания.
5. С самого начала представляйте себе, что вы как бы окружены испаряющейся нагретой «земной ци». Земля имеет неиссякаемую силу, которую отдает нам. В этом заключается суть ощущения, которое вы должны испытывать.
Функции упражнения:
1. «Сбор земной ци» для создания целительной «внутренней пилюли».
2. Раскрытие и освобождение меридианов и коллатералей.
3. Настройка на ощущение своей «взаимосвязи с мирозданием».
4. Раскрепощение суставов плеч и предплечий, профилактика и лечение воспалительных процессов в области суставов.

«Собирание небесной субстанции ян»



Данное упражнение является продолжением предыдущего. Раскрепощенно и спокойно выполните три дыхательных цикла (выдох - вдох).
1. Медленно поверните кисти ладонями кверху и разведите их к боковым сторонам туловища. Одновременно выполняйте выдох.
2. Поднимите кисти, переводя их вдоль передних боковых поверхностей туловища до уровня средней области даньтянь. Одновременно выполняйте вдох.
3. Расслабляя области плеч и опуская локти, переведите кисти вперед сантиметров на 30 от груди, словно поддерживая ими шар. Одновременно выполняйте выдох.
4. Используя локти в качестве «осей», разведите кисти по дуге в стороны ладонями под углом кверху.
5. Держа правую руку неподвижно, левую, выполняя движение от плеча, потом последовательно включая в него локоть, запястье и пальцы, переведите вдоль «рубежа Великого предела» в сторону, отводя кисть примерно на треть длины руки. Центр тяжести тела сместите влево. Одновременно выполняйте выдох.
6. Сосредоточьтесь на ладони левой руки, «собирая небесную субстанцию ян», и возвратитесь в положение «стоя ровно». Одновременно выполняйте вдох.
7. Держа левую руку неподвижно, правую, начиная движение от плеча и последовательно включая в него локоть, запястье и пальцы, переместите в сторону вдоль «рубежа Великого предела» на треть длины руки. Центр тяжести тела сместите вправо. Одновременно выполняйте выдох.
8. Сосредоточьтесь на ладони правой руки, «собирая небесную субстанцию ян», и возвратитесь в положение «стоя ровно». Одновременно выполните вдох.
9. Держа правую руку неподвижно, левую, начиная движение от плеча и последовательно включая в него локоть, запястье и пальцы, переместите в сторону вдоль «рубежа Великого предела» еще на треть длины руки. Центр тяжести тела сместите влево. Одновременно выполняйте выдох.
10. Сосредоточьтесь на ладони левой руки, «собирая небесную субстанцию ян», и возвратитесь в положение «стоя ровно». Одновременно выполните вдох.
11. Держа левую руку неподвижно, правую руку, начиная движение от плеча, последовательно включая в него локоть, запястье и пальцы, переведите вдоль «рубежа Великого предела» в сторону еще на треть длины. Центр тяжести тела сместите вправо. Одновременно выполняйте выдох.
12. Сосредоточьтесь на ладони правой руки, «собирая небесную субстанцию ян», и возвратитесь в положение «стоя ровно». Одновременно выполняйте вдох.
13. Держа правую руку неподвижно, левую руку, начиная движение от плеча и последовательно включая в него локоть, запястье и пальцы, переведите вдоль «рубежа Великого предела» еще на треть длины в сторону, подавая плечо (руку от плечевого сустава до локтя) по дуге вверх. Центр тяжести тела сместите влево. Одновременно выполните выдох.
14. Сосредоточьтесь на ладони левой руки, «собирая небесную субстанцию ян», и возвратитесь в положение «стоя ровно». Одновременно выполните вдох.
15. Держа левую руку неподвижно, правой рукой, начиная движение от плеча и последовательно включая в него локоть, запястье и пальцы, переведите вдоль «рубежа Великого предела» в сторону на последнюю треть длины руки, подавая плечо по дуге вверх (почти выпрямляя руку). Центр тяжести сместите вправо. Одновременно выполните выдох.
16. Сосредоточьтесь на ладони правой руки, «собирая небесную субстанцию ян», и возвратитесь в положение «стоя ровно». Очень мягким движением предплечьев начинайте «охватывать ци», подавая их вверх, словно обнимая большой шар. Одновременно выполняйте вдох.
17. Медленно «охватывая ци» над головой, наложите кисти друг на друга, совместив проекцию точки лаогун одной кисти с точкой лаогун другой и обратив их к точке бай-хуэй на темени, направляйте ци в нее и, таким образом, в «чудесные» меридианы, очень медленно «вдавливая» в нее ци. Затем, опуская сложенные кисти рук перед собой, через «небесные палаты» и «дворец глиняной пилюли» верхней области даньтянь по средней линии головы и туловища ведите ци в среднюю область даньтянь до «пурпурного дворца». Одновременно выполняйте выдох.
18. Продолжайте вести ци до нижней области даньтянь. Одновременно выполняйте вдох .
19. Возвратитесь в «позу взращивания пилюли».
Примечание:
1. Разводя кисти к боковым поверхностям туловища, перемещая их вверх и «поднимая шар перед собой», сосредоточивайтесь на вовлечении «земной ци» во взаимодействие с «небесной субстанцией ян». Ладони, подобно «нефритовой тарелке, принимающей в себя росу», воспринимают «небесную ци ян».
2. Поэтапно переводя руки в стороны, смещайте центр тяжести тела в ту же сторону, в которую продвигается рука. При этом сосредоточивайтесь последовательно на плече, локте, запястье, пальцах, ощущая, как ци естественно перемещается к кончикам пальцев, но избегайте мысленного ее выведения за пределы тела. Каждый раз, когда вы выводите руку в сторону на треть длины, несколько подавайте плечо (руку от плечевого сустава до локтя) вверх, так, чтобы оно в ходе трех движений описало в этом направлении дугу.
3. Когда заканчивается движение рукой в сторону и поток ци доходит до кончиков пальцев, тут же следует вдох с «собиранием небесной ци ян», фокус внимания переносится далеко в пространство, в ладонях возникает отчетливое ощущение «улавливания ци». Вслед за тем проекция центра тяжести вновь перемещается в среднее положение («стоя ровно»). «Собирание ци», вдох, переход в положение «стоя ровно» должны быть согласованны — это максимально повышает эффективность «собирания ци».
4. Когда «ведете ци вверх», «обнимая шар», фокус внимания переносится в пространство, с тем чтобы мысленно «привлечь небесную ци ян» в точку байхуэй. В то же время можно «осветить внутренним взором», сопровождающим движение кистями, процесс «погружения собранной ци» в точку байхуэй и его движения вниз по переднесре-динному меридиану жэньмай.
5. Во время «ведения» ци и «погружения» ее в нижнюю область даньтянь, «вдавливания» ее в эту область должно отчетливо ощущаться «проникновение» ци в даньтянь.

Функции упражнения:
1. «Собирание небесной ци ян» в качестве «лекарственного средства» для «внутренней пилюли».
2. Восполнение недостатка ци ян в организме.
3. «Раскрепощение и обеспечение проходимости» меридианов и коллатералей.
4. Осуществление «взаимных связей с мирозданием».
Принципы упражнения:
«Небесные субстанции ян» считаются самыми «большими» и «твердыми» субстанциями безбрежной вселенской ци, движущей силой, приводящей в движение все вещи и существа, растворенной в мироздании безбрежной, подчиненной могучему ритму силы. Когда «земная ци» вздымается вверх, а «небесная ци» опускается вниз, образуется «смешанная изначальная ци». Собираемая «небесная ци» может восполнить нехватку ци ян в теле человека. При повороте кистей, обращенных к средней области даньтянь, ладонями кверху, разведении кистей в стороны, поднимании их вдоль передних боковых поверхностей туловища вверх, движении руками вперед («поднимание шара перед собой»), вновь разведении рук в стороны и поднимании их вы представляете себе соединение «земной» и «небесной ци».
Перемещение фокуса внимания и движения непрерывны, с тем чтобы субстанции инь могли соединиться с субстанциями ян, а «собираемые небесные субстанции ян» — проникнуть в тело. При попеременном отведении рук в стороны представляйте себе «раскрепощение», улучшение «проходимости» меридианов и коллатералей, позволяющее «собирать небесную ци ян». По окончании каждого движения рукой в сторону, одновременно с вдохом и переносом центра тяжести, возвращением в положение «стоя ровно», «собирайте» ладонями ци. «Форма, мысль и ци взаимосогласованы», что обеспечивает успешный «сбор ци». Когда вы «поднимаете ци вверх», то представляете себе ци, растворенную в безбрежных просторах «Великой пустоты»; ци отчетливо ощущается во время «направления» ее в точку байхуэй. «Подводя ци» к средней области даньтянь, «обратите взор внутрь себя» — это может способствовать раскрытию ваших потенциальных возможностей. Иногда при выполнении данного упражнения возникает ощущение «свечения» в области точки тяньму между бровями. Это является проявлением стимулирующего воздействия «небесной ци ян» на точку тяньму.


«Девять циркуляций даньтянь»

Данное упражнение является продолжением предыдущего.
1. Представьте себе, что в нижней области даньтянь находится «шар». Начинайте выполнять очень легкие и мягкие круговые массирующие движения наложенными на даньтянь ладонями против часовой стрелки. На каждое полное круговое движение выполняется один дыхательный цикл: полкруга — вдох, полкруга — выдох. Выполните девять круговых массирующих движений.
2. Выполните таким же образом девять круговых массирующих движений в обратном направлении - по часовой стрелке: полкруга — вдох, полкруга — выдох.
3. Возвратитесь в «позу взращивания пилюли».
Примечания:
1. Обязательно следует представлять себе находящийся в нижней области даньтянь состоящий из ци «шар», или «скопление ци».
2. Круговые массирующие движения должны быть согласованы с дыханием, плавными и медленными. Они сопровождаются физическим ощущением «циркуляции скопления ци» по траектории, задаваемой движениями ладони.
3. Массаж выполняется внешними поверхностями ладони, ее центр должен быть несколько приподнят - «точка лаогун опустошена». Функции упражнения:
Функции упражнения
1. Соединение «ци триады небо - земля - человек» в «одно» посредством «перемешивания» их круговыми массирующими движениями. Содействие образованию «внутренней пилюли».
Принципы упражнения:
Собранные «небесная ци ян» и «земная ци инь» в равных пропорциях поступают в нижнюю область даньтянь и соединяются с «семенем»-цзин, ци и «духом»-шэнь, принадлежащими человеку, в некий «лекарственный ингредиент», циркуляция которого в нижней области даньтянь побуждает «ци триады» соединиться в «целебный экстракт пилюли». Через определенное время он может стать собственно «внутренней пилюлей». Дыхание здесь является «ветром», раздувающим «огонь» для «выплавления пилюли». Хотя на первых порах оно еще не может усилить этот «огонь», но фактически уже служит для «согревания и взращивания ци пилюли». Выдохи и вдохи во время выполнения круговых массирующих движений также играют важную роль в этой «кухне». «Опустошенность точек лаогун», то есть округленность ладоней, имеет значения для «сохранения» в пространстве под ладонью ци, служащей для «взращивания пилюли». Упражнение «девять циркуляции даньтянь» является одним из важнейших этапов в процессе «выплавления внутренней пилюли» и может выполняться циклами по девять или по 36 движений.


«Обращение по небесному кругу»
Данное упражнение является продолжением предыдущего.
1. Выполните вдох, очень мягко втягивая живот и «поднимая анус» (чуть поджимая сфинктеры - запирательные мышцы заднего прохода), подводя «ци пилюли» из нижней области даньтянь к точке хуэйинь в промежности и далее через «заставы» вэйлюй (копчик), цзяцзи (область одиннадцатого позвонка), через «заставу» юйч-жэнь (между парными точками юйчжэнь на затылочной части головы) к точке байхуэй на темени.
2. Выполните выдох, опуская «ци пилюли» от точки байхуэй через «дворец глиняной пилюли» верхней области даньтянь, «пурпурный дворец» средней области даньтянь и возвращая ци в нижнюю область даньтянь.
3. Выполните данное упражнение еще три или девять раз.
Примечания:
1. Вдохи должны быть плавными, медленными, но глубокими. Область точки дачжуй между последним шейным и первым грудным позвонками несколько «подайте вверх», чтобы «освободить» заднесрединный меридиан думай и обеспечить беспрепятственный проход по нему «ци пилюли».
2. Когда ци подведена к уровню точек юйчжэнь в области затылка, быстро сосредоточьте внимание на точке байхуэй - это помогает «преодолеть заставу юйчжэнь».
3. Во время выдоха «возвращение ци пилюли» в нижнюю область даньтянь обычно происходит легче, чем «подъем ци», и движение ци по меридиану жэньмай может быть несколько более быстрым.
4. После выполнения «обращения по небесному кругу» следует некоторое время раскрепощено и спокойно подышать для «согревания и взращивания ци пилюли», ее «успокоения» и «удержания» в нижней области даньтянь.
Функции упражнения:
1. Улучшение проходимости меридианов жэньмай и думай.
2. Обеспечение циркуляции ци по «малому небесному кругу» — «формирование» его.
3. Профилактика и лечение заболеваний позвоночника.
Принципы упражнения:
Меридиан думай «управляет» ци всех меридианов ян, жэньмай — ци всех меридианов инь. Эти два «чудесных» меридиана снабжают двенадцать главных меридианов и другие каналы ци, накапливают ее и регулируют деятельность всей сети каналов. «Обращение по небесному кругу» улучшает проходимость меридианов жэньмай и думай, а вследствие этого оказывает регулирующее воздействие на взаимодействие субстанцией инь и ян в организме, на функционирование тока ци и крови по главным меридианам, способствует устранению заболеваний, вызванных нарушениями функций внутренних органов и дисбалансом субстанций инь и ян. Данное упражнение является элементом «искусства внутренней пилюли» и предусматривает «ведение ци посредством-мысли» по «малому небесному кругу», вовлечение «ци пилюли» в циркуляцию по нему в целях ее дальнейшей «переплавки». Это способствует более быстрому формирования «золотой пилюли». Поскольку меридиан думай проходит вдоль позвоночника, «проведение» по нему «ци пилюли» улучшает питание тканей позвоночника, содействует его «раскрепощению», лечению и профилактике гиперплазии костной ткани шейных и поясничных позвонков, других подобных заболеваний. Кроме того, оно помогает избавиться от болей в области поясницы и спины. «Искусство собирания ци инь и ян для выплавления пилюли» является необходимым этапом совершенствования в тяньчжуской системе цигун, основным динамическим методом «выплавления внутренней пилюли».
Сущность этого четырехступенного метода принято выражать тремя иероглифами — цай («сбор»), лянь («выплавления»), юнь («циркуляция», «движение»). Первый иероглиф (цай) обозначает «собирание небесной и земной ци» для пополнения ваших внутренних запасов «семени, ци и духа». Второй (лянь) подразумевает превращение «ци триады небо — земля — человек» в «лекарственный ингредиент», который посредством «девяти циркуляции в области даньтянь» обрабатывается и переплавляется во внутреннюю пилюлю». Третий иероглиф (юнь) относится к «обращению по небесному кругу», в процессе которого «лекарственные ингредиенты пилюли» проходят дальнейшую обработку. Указанные три иероглифа выражают весь процесс «выплавления внутренней пилюли» посредством динамических упражнений и особенности «тяньчжуского искусства выплавления внутренней пилюли». Тренирующийся незаметно для себя формирует стереотип внутренней последовательности «сбора, выплавления и обращения по небесному кругу». Это значительно сокращает процесс «обработки и выплавления внутренней пилюли», принятый в даосизме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-12, 07:57 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 11-05, 14:29
Сообщения: 331
«Раскрытие разума для небесной мудрости»


Исходное положение: «поза взращивания пилюли».
1. Свободно опустите руки ладонями к себе. Одновременно выполните выдох.
2. Поворачивая туловище в пояснице вправо, одновременно выведите левую руку перед собой на уровень плеча ладонью кверху; правую руку начинайте приподнимать перед собой ладонью книзу по дуге, подводя кисть правой руки под локоть левой на уровне пояса. Руки в том же положении смещайте вверх, поворачивая туловище в пояснице влево. Движения 2 и 3 выполняются на вдохе, время их выполнения одинаково.
4. Завершая поворот влево, кисть левой руки обратите ладонью к «небесным палатам» верхней области даньтянь и «ведите» ладонью ци от точки тайян справа (во впадине рядом с внешним уголком глаза) мимо плеча, груди, локтя правой руки, правой нижней части живота к левой нижней части живота. В то же время кисть правой руки поворачивайте ладонью от себя, выполняя ею движение по окружности от локтя вправо вниз и опять влево, а туловище в пояснице поворачивая вправо. Одновременно выполняйте выдох.
5. Поверните туловище в пояснице влево, одновременно выводя правую руку перед собой на уровень плеча ладонью кверху, кисть левой ладонью книзу несколько по дуге подведите под локоть правой руки на уровне пояса.
6. Руки неподвижны, поверните туловище в пояснице вправо. Движения 5 и 6 выполняются на вдохе, время их выполнения одинаково (рис. 25.).
7. Завершая поворот вправо, кисть правой руки обратите ладонью к «небесным палатам» и «ведите» ци от точки тайян слева через плечо, грудь, локоть левой руки, левую нижнюю часть живота к правой нижней части живота. В то же время кисть правой руки поворачивайте ладонью от себя, выполняя ею движение по окружности от локтя влево вниз и опять вправо, а туловище поворачивая в пояснице влево. Одновременно выполняйте выдох.
8. Повернитесь вперед, кисти рук наложите на нижнюю область даньтянь, возвращаясь в «позу взращивания пилюли» (рис. 28). Раскрепощенно и спокойно выполните три или девять дыхательных циклов (выдох — вдох).
Примечания:
1. Поворачивая кисть ладонью кверху, представляйте себе «собирание из космоса духовной ци», а обращая кисть ладонью книзу — «собирание семенной субстанции инь земли». Таким образом, вы одновременно «собираете духовную ци неба и земли».
2. Обращая кисть ладонью к «небесным палатам», представляйте, что «собранная духовная ци» проникает в точку тяньму между бровями и оттуда опускается вниз по «чудесным» меридианам. Выполняя другой ладонью круговое движение, «удаляйте» из нее «мутную» ци.
3. Движения верхними конечностями от локтя («локоть в качестве оси») и повороты туловища в пояснице должны быть скоординированы.
4. Каждое полное движение сопровождается одним дыхательным циклом. Выдохи и вдохи должны быть «мягкими, плавными, тонкими, длительными», «взаимосогласованными с формой и мыслью».
Функции упражнения:
1. «Набирание духовной ци неба, земли и десяти тысяч вещей», раскрытие потенциальных возможностей и стимулирование интеллекта.
2. Усиление способности к «духовному» восприятию, повышение возможностей к получению информации извне и ее адресации в окружающую среду.
3. «Набирание чистой (ци) и удаление мутной», избавление от болезнетворных субстанций и укрепление организма.
Принципы упражнения:
Ключевыми звеньями методики «открытия сознания для небесной мудрости» являются «вдыхание чистой (ци) и удаление мутной», очищение и «одухотворение» ци «плотных» внутренних органов, повышение чувствительности к «духовным» субстанциям. Обращение одной кисти ладонью кверху, другой — ладонью книзу при выполнении движений перемещения кистей по дуге несет идею «усвоения» «духовной ци неба, земли и десяти тысяч вещей». Одновременное «усвоение ци неба и земли» — «двойное использование сознания» — служит хорошей тренировкой для отработки техники сосредоточения, облегчает «психическую концентрацию». Это способствует также восприятию информации по многим направлениям, усвоению «энергии», полученной извне. При обращении ладони к «небесным палатам» верхней области даньтянь «духовная ци» проникает в точку тяньму. Эта точка — «небесный глаз» - - является «сокровенной заставой и проходом в единое», «дверью в мир чудесно-утонченного», вместилищем потенциальных возможностей сознания. Когда «духовная ци» проникает в «небесный глаз», усиливается телесная способность к «духовному» восприятию, обретается тонкая чувствительность к получаемой извне информации. Круговое движение кистью перед туловищем подразумевает «удаление мутной ци». Это способствует проникновению «чистой ци» человеческого организма в мозг и «движению мутной ци вниз».
«Подъем чистой ци и опускание мутной» обеспечивает «пустотное и одухотворенное» состояние психики и сознания, увеличивает возможности интеллекта. Отсюда название данного комплекса упражнений — «раскрытие разума для небесной мудрости». В процессе жизнедеятельности человеческого организма в нем непрерывно производятся «чистая» и «мутная» ци. При недолжном функционировании «семи эмоций», «шести страстей» и неправильном питании, нарушении регулярности протекающих в организме процессов, его «разбалансированности» могут быть нарушены внутренние механизмы «подъема чистой ци и опускания мутной». Вплоть до того, что «чистая ци» утрачивает возможность опускаться, «мутная» — подниматься, «чистое и мутное мешают друг другу», «мутные и патогенные (субстанции) вредят чистым», «чистая полость («небесного глаза») затягивается мраком». Все это вызывает «тяжесть в голове» и головокружения, нарушения зрения и слуха, «переполненность верхней и опустошенность нижней (частей тела)», нарушение ясности мышления, преждевременное одряхление организма. Данный комплекс упражнений позволяет устранить подобные нарушения и, таким образом, имеет лечебно-оздоровительное значение. Его простые движения содержат глубокий внутренний смысл.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-12, 08:07 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 11-05, 14:29
Сообщения: 331
Применительно к тяньчжуской системе цигун главными понятиями, пришедшими из «внутренней алхимии», являются такие, как «небесный круг», «снадобье» (или «лекарственные ингредиенты»), «огненная среда», три области даньтянь и «три заставы».
«Небесный круг» - это термин, пришедший из древней астрономии и означающий обозримую часть неба. Полный «круг» (360 градусов) делится на восемь секторов - «звездных жилищ». Эти секторы можно перемещать по кругу.
Человеческий организм - микрокосм - во «внутренней» алхимии воспринимался как «небесный круг», по которому по неким закономерностям, подобно небесным телам, перемещается «ци пилюли» Различаются «малый» и «большой» «небесные круги». Их конкретные траектории часто толкуются по-разному, но в большинстве традиций «малым небесным кругом» считаются «чудесные» меридианы жэньмай и думай, а «большим» - все восемь «чудесных» меридианов.
По «малому небесному кругу» «дух и мысль ведут ци» с целью «выплавления пилюли» - этот процесс относительно прост. Куда сложнее маршрут циркуляции по «большому небесному кругу». Если усиленно «прогонять» по нему ци, то будет нарушен принцип «расслабления и покоя», обязательный в цигун. Поэтому для обеспечени циркуляции ци по остальным шести «чудесным» меридианам, помимо жэньмай и думай, и по двенадцати главным меридианам не требуется большой тщательности сосредоточения, достаточно уяснить этот процесс в общих чертах. К тому же во время циркуляции по «большому небесному кругу» «золотая пилюля» уже сформирована, обеспечена проходимость всех меридианов и коллатералей. Так что «пилюля» циркулирует самопроизвольно, без ее мысленного «ведения» по меридианам. Соответственно, не требуется и сосредоточения на них.
«Снадобье», или «лекарственные ингредиенты», - это «семя», ци и «дух». Они именуются также «тремя драгоценностями», «трем родами высшего снадобья» и представляют собой движущие жизненные силы и материальные основания организма, воплощение его жизнедеятельности. Задачи «набора семени», «накоплени ци» и «достижения полноты духа» красной нитью проходят через весь процесс «выплавления внутренней пилюли», который фактически представляет собой процесс «закалки» этих субстанций.
«Семя» (цзин) - базова материальная субстанция, образующа человеческий организм, материальна основа деятельности всех его функциональных систем. «Семя» подразделяется на «прежденебесное», полученное организмом от родителей, и «посленебесное», извлекаемое из пищи и питья и накапливаемое почками. Оба вида «семени» поддерживают жизнедеятельность организма и содействуют его росту и развитию.
С функциональной точки зрения можно выделить «семя внутренних органов» и «семя размножения». Последнее и передается следующим поколениям, формируя изначальную материальную основу человеческих организмов; «семя внутренних органов» является результатом переработки пищи и питья, материальной основой жизнедеятельности «плотных» и «полых» органов. Во «внутренней алхимии» «семя» считалось объемлющим жизненные функции, при этом выделялись такие его виды, как «изначальное», «прежденебесное», «посленебесное», «симпатическое» и др. Всего насчитывалось более 80 обозначений «семени». Оно считалось главным компонентом «внутренней пилюли».
Предполагалось, что «расцвет осемененной ци» способствует продлению жизни, а ее недостаточность- преждевременному одряхлению. Ци - это, по традиционным представлениям, исконная материальна субстанция, образующая мир. Все вещи, процессы и явления во Вселенной возникают вследствие движения и трансформаций ци. В обеспечении жизнедеятельности ей принадлежит чрезвычайно важная роль. Во-первых, ци движущая сила рождения, роста, развития человека и его функциональных возможностей. Во-вторых, благодаря ци поддерживается тепловой баланс в организме. В-третьих, ци играет и иммунную роль: «здоровая» ци в организме препятствует воздействию на него патогенных факторов. В-четвертых, благодаря ци организм структурирован - органы имеют определенную локализацию, выполняют определенные функции, так же как кровь и секреторные жидкости. В-пятых, трансформации ци обеспечивают превращения веществ в организме. В-шестых, ци выполняет функции питания организма. Ци подразделяется на «изначальную», «главную», «питающую», «охранительную» и т. д. «Изначальная» ци называетс также «истинной». Исконная, присутствующа в организме от рождени «изначальная» ци относится к «прежденебесной» ци и вляется самой важной субстанцией в практике цигун. Так называемые «главная», «питающая» и «охранительная» ци - виды «посленебесной» ци. Они обеспечивают работу сердца, системы дыхания, питание и иммунные функции организма. «Внутренняя» алхимия считала «матерью пилюли (бессмертия)» «прежденебесную» ци, а «посленебесную» ци - тем, что «согревает и питает» «прежденебесную», одним из функциональных компонентов процесса «приготовления пилюли».
«Дух» (шэнь) представляет собой высшее проявление жизнедеятельности, активность сознания и мышления. В организме он занимает «управленческие» позиции. В «искусстве внутренней пилюли» высшей стадией считается «возвращение духа в пустотность». «Дух и мысль» рассматриваются как один из компонентов процесса приготовления «пилюли». Как и «семя», «дух» в традиции «внутренней» алхимии имел более 80 наименований. Считается, что «семя», ци и «дух» могут превращаться друг в друга. Все операции с «трем драгоценностями» преследовали три цели: первая - «сохранить их, не растеряв» («три драгоценности ушей, глаз и рта плотно запереть, чтобы они не распространились [вовне]»); вторая - «стимулировать изначальное семя, изначальную ци и изначальный дух»; третья - «сбор [семени, ци и духа извне для их] укрепления [внутри организма]». В тяньчжуской системе цигун этим целям соответствуют три основных пути и метода «набора семени и накоплени ци»:
1) «Пресечение рассеянности мысли, умерение страстей для взращивания семени». Это позволяет избежать «рассеивания семени, ци и духа».
2) «Сохранение единого» («сосредоточение на едином») Этот метод дает возможность, образно говоря, «в таинственном сумраке прозреть изначальную природу и изначальное семя» и получить так называемое «малое снадобье». Пройдя цикл циркуляции по «большому небесному кругу», оно превращается в «великое снадобье».
3) «Собирание ци». Имеется в виду «сбор ци неба и земли, солнца и луны, деревьев, цветов и трав, гор и вод», а также их взаимное упорядочение и приготовление так называемого «внешнего снадобья», которое соединяется воедино с «внутренней пилюлей», состоящей из «семени», ци и «духа» человеческого организма.
Благодаря слиянию ци «трех начал» - неба, земли и человека - обогащается «субстанция пилюли», повышается ее качество, ускоряется «плавка». «Треножник с печью» - понятие, по-разному трактуемое различными школами. В тяньчжуской системе на первом этапе («начальная застава») принято считать «треножником» верхнюю область даньтянь, «печью» - нижнюю, а система их взаимодействия именуется «большим треножником с печью»
На этапе «[преодоления] средней заставы» в роли «треножника» выступает средняя область даньтянь, «печи» - нижняя, вместе же они называются «малым треножником с печью». На этапе «[преодоления] начальной заставы» сосредоточение на нижней области даньтянь, ассоциируемой с «печью», приводит в движение «ци пилюли», котора начинает циркулировать по меридианам жэньмай и думай.
На этапе «преодоления средней заставы» акцент делается на сосредоточении на средней области даньтянь - «треножнике». Тем самым подразумевается, что в тигле треножника уже образовалось «снадобье», которое должно подвергнуться дальнейшей плавке, циркулируя между средней и нижней областями даньтянь. Причем сосредоточение не должно быть чрезмерно упорным, можно сосредоточиваться и на идее «треножника с печью» в целом «.
Огненная среда» - это ключевое понятие «искусства внутренней пилюли». «Утонченность огненной среды» считалась условием «одухотворения» и превращения в «бессмертного». В теории тяньчжуской системы цигун «огненную среду» составляет «дух и мысль», а также вдыхаемая и выдыхаемая ци, причем «дух» является «огнем», «дыхание», как уже отмечалось, играет роль «ветра» - воздуха, раздувающего огонь («ветер сообщает силу огню», «огонь берет мощь у ветра»).
Овладение «огнем» и «ветром», то есть умение использовать возможность «духа» и дыхания, и называется «овладением огненной средой». Когда на этапе «[преодоления] начальной заставы» занимающийся сосредоточиваетс на нижней области даньтянь, то «дух и мысль обращаются вовнутрь», стимулиру циркуляцию «осемененной ци» (цзин ци) по меридианам жэньмай и думай.
Ведение «ци пилюли» по меридиану жэньмай во время вдоха принято называть «продвижением огня ян», а возвращение «ци пилюли» в нижнюю область даньтянь на выдохе - «отступлением под знаком инь». Эти действия выполняются с разной степенью напряжения, неодинаковой скоростью и амплитудой. При этом «дух и мысль», то есть фокус сознания (внимания), несколько «размыты», «сосредоточение как будто присутствует и отсутствует», вдох и выдох - мягкие, плавные, «тонкие» и продолжительные. Соблюдение этих требований при сосредоточении на «полостях» (областях даньтянь и «заставах») и «собирании ци пилюли« считаетс «применением гуманного огня». И, напротив, когда «огонь заставляет золотую [пилюлю] перемещаться» по небесному кругу для увеличения количества «духовной ци» (шэнь ци), то обычно используется «воинственный огонь» - некий предельный, «жаркий» режим «плавки». Усилия сознания и психики («дух и мысль»), а также дыхание становятся более интенсивными, занимающиес могут непроизвольно погружаться в состояние «просветления»

Даньтянь - «киноварные поля», или «поля пилюли», - это три специфические области. Нижняя из них расположена на уровне точки цихай (1, 5 цуня книзу от пупка), но на 3 цуня от нее в глубь тела, напротив точки цихай и точки минмэнь на спине. Это место сосредоточения «подвижной ци» - как раз между почками - является «центром центров» человеческого организма, местом хранени «прежде-небесной» и «посленебесной» ци. Считается, что сосредоточение на этой области побуждает «семя», ци и «дух» возвратиться в нее (их «жилище»), чтобы в ходе «плавки» «сем превратилось в ци».
Средняя область даньтянь размещается в месте горизонтальной проекции точки шаньчжун, расположенной на грудной кости, в глубь туловища, на расстоянии 3 цуней от поверхности тела. Шаньчжун - это «море ци четырех морей» человеческого организма, то есть некой интегральной ци человеческого тела, «место сосредоточения главной ци». Эта область обусловливает и сердечный пульс, и дыхание. Здесь осуществляетс «плавка для превращения ци в дух», отсюда возможно воздействие на циркуляцию ци в организме, на так называемые «сто пульсов», с тем чтобы они способствовали созданию пилюли.
Верхняя область даньтянь локализована в 3 цунях от точки иньтан (эта точка расположена между бровями), в глубине черепной коробки. Ее называли «срединным небом индивидуальной природы», «вратами в девять полостей», «жилищем изначального духа». Сосредоточение на этой области может способствовать вскрытию резервных возможностей человека, «просветлению сердца и видению собственной природы», погружению в более глубокие уровни «плавки [пилюли]».
Так называемые «три заставы» - это своего рода «узкие места» заднесрединного меридиана думай, «труднопроходимые» для «ци пилюли». Первая снизу - «застава» вэйлюй расположена в нижней части спины, в области точки чанцян (на середине расстояния между копчиком и задним проходом).
«Застава» цзяцзи, или лулу, размещается на середине двадцать четвертого позвонка, а «застава» юйчжэнь - на затылочной части головы между точками фэнчи, расположенными в костных ямках cзади по сторонам головы на уровне наружного слухового прохода. Наиболее «труднопреодолимой», особенно для начинающих, считается «застава» юйчжэнь, которая именуется иногда «железной стеной». Для успешного «преодоления застав» необходимы определенные навыки.
Тяньчжуская система цигун, объединившая технику «внутренней» алхимии, даоинь и «сбора «семени», ци и «духа» извне для их укрепления внутри организма», открыла перед «внутренней алхимией» новые перспективы. Вначале «сбор осемененной ци неба, земли и десяти тысяч вещей» пополняет запасы «семени», ци и «духа» занимающегося, а ци «трех начал» - неба, земли и человека - сливаются с «духом» и «семенем» человеческого организма в некое «снадобье», обладающее значительной энергией.
Таким образом быстро удается стимулировать «изначальные» «семя», ци и «дух». Пополнение запасов жизнетворного «снадобья» ускоряет «созревание пилюли». Проведение большего его количества по системе каналов улучшает их проходимость и ликвидирует «пробки», увеличивает амплитуду «раскрытия и закрытия» «полостей» (областей даньтянь и «застав»), подготавливает условия дл «завязывания пилюли» и ее прохождения по «небесному кругу». Тем самым обеспечивается более быстрый положительный результат по сравнению с традиционными методиками.
Тяньчжуское «искусство динамического выплавлени внутренней пилюли» (дунлянь нэйданьшу) включает разнообразие методики. Но базовые принципы последовательности действий остаются неизменными: «сбор осемененной ци», «девять циркуляции [для] превращения [ци] в пилюлю», «проведение [пилюли] по небесному кругу». Статические упражнения представляют собой следующий, более высокий этап совершенствования в тяньчжуской системе цигун. «Искусство внутренней пилюли» - сердцевина даосского гунфу, тайны которого бережно сохранялись в течение веков. Это искусство заслуживает бережного отношения и дальнейших, более углубленных исследований.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB