Персональный форум Вершинина В.Н.

Форум позволит Задавать вопросы и отвечать на них множеству интересующихся тяньжусским цигун.
Текущее время: 17-05, 21:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 16-04, 04:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 01-06, 22:34
Сообщения: 11
Мы сравним концепции цзин (сущности), ци (биоэлектричества) и шэнь (духа). Ясное понимание цзин, ци и шэнь совершенно необходимо для эффективной практики цигун. Цзин, ци и шэнь называют сань бао («Три Сокровища»), сань юань («Три Истока») и сань бэнь («Три Основания»). Практикующий цигун улучшает свою цзин (это называется по-китайски гу цзин, где гу означает «укреплять, уплотнять, наращивать, сохранять»), а затем трансформирует ее в ци. Это называется лянь цзин хуа ци, что означает «улучшение цзин и преобразование ее в ци». После этого он направляет ци к голове для подпитывания шэнь. Данный этап известен как лянь ци хуа шэнь, что означает «улучшение ци и преобразование ее в шэнь». И наконец, энергетизированный шэнь используется для управления темпераментом. Это называется лянь шэнь ляо син, что дословно означает «улучшение шэнь для завершения человеческой природы».

Эти процессы трансформации укрепляют здоровье и обеспечивают долголетие. В ходе подготовки необходимо уделять серьезное внимание цзин, ци и шэнь. Если они будут крепкими и процветающими, вы проживете долгую и здоровую жизнь. А пренебрежение или злоупотребление ими чревато частыми заболеваниями и преждевременным старением. Каждое из этих сокровищ имеет свою основу, которую необходимо упрочивать и защищать.

Цзин
()

Китайское слово цзин в зависимости от контекста имеет различные значения. Оно может использоваться как глагол, имя прилагательное или имя существительное. В качестве глагола цзин означает «улучшение». Например, улучшить или очистить жидкость до более высокого качества звучит по-китайски как цзин лянь. Как имя прилагательное цзин означает «улучшенное», «отполированное до блеска» и «чистое, без примесей». О произведениях искусства иногда говорят, что они цзин си, то есть «тонкие» и «совершенные». Выражение цзин лян означает «превосходное качество». При описании особенностей ума человека цзин переводится как «острый» и «проницательный». Цзин мин означает «умный и сообразительный». Эпитет цзин может характеризовать некий замысел как «глубокий», «хитроумный» и «тщательно продуманный».

В качестве имени существительного цзин может означать «сущность», «дух» или «призрак». Китайцы считают, что мужское семя является очищенной сущностью, поэтому цзин можно также перевести как «сперма» или «семя».

В значении «сущности» цзин присутствует повсеместно, как первичная субстанция или исходное начало всего сущего, которое отражает его истинную природу. Применительно к животным или людям цзин предполагает изначальный источник жизни и развития. Человек получает свою цзин по наследству от родителей. Сперма (сперматозоиды, отцовская цзин) на китайском языке называется цзин цзы, что переводится как «сыновья сущность». Когда эта сущность объединяется с материнской цзин (яйцеклеткой), зарождается новая жизнь, которая в определенных фундаментальных аспектах отражает смешение цзин обоих родителей. Формируется ребенок, в нем циркулирует ци и развивается шэнь. Полученная от родителей цзин называется юань цзин, или «Изначальная Сущность».

Изначальная Сущность является истоком и первоосновой жизни каждого человека. Поглощая пищу и вдыхая воздух, мы преобразуем их цзин в ци, восполняя ее запас в организме. Практикующие цигун слово цзин обычно употребляют в связи с Изначальной Сущностью (юань цзин). По количеству и качеству юань цзин варьирует от человека к человеку. На нее существенно влияет здоровье и образ жизни родителей на момент зачатия ребенка. Вообще говоря, количество унаследованной от отца и матери юань цзин особой роли не играет. Нужно просто уметь сохранять юань цзин, и тогда ее будет более чем достаточно, независимо от продолжительности жизни человека. Скорее всего, вы не можете увеличить количество своей цзин, однако практика цигун способна помочь вам улучшить ее качество.

Крайне важно научиться беречь и укреплять свою юань цзин. Сбережение предполагает воздержание от чрезмерной половой активности, которая ускоряет ее расходование, в результате чего тело стареет быстрее. А укрепление цзин предполагает ее хранение, защиту и здоровые почки. Почки являются вместилищем юань цзин. Если они здоровы, она будет оставаться крепкой и не будет расходоваться без причины. Укрепление юань цзин называется гу цзин. Это первый шаг к улучшению ее качества. Чтобы сохранять и укреплять цзин, необходимо в первую очередь знать ее истоки, место нахождения и способ преобразования в ци.

До рождения человека источником его юань цзин выступают родители. А после его появления на свет местом нахождения юань цзин становятся почки. Теперь они служат ее источником. Хорошее состояние этого источника — залог достаточного запаса юань цзин для нужд тела. Под почками здесь подразумеваются как внутренние почки (нэй шэнь), так и наружные (вай шэнь). К внутренним относятся собственно почки и надпочечные железы, а к наружным — гонады. Внутренние и внешние почки тесно взаимосвязаны. Слабая ци в одних ослабляет ци в других.

Человек появляется на свет благодаря слиянию одной яйцеклетки с одним сперматозоидом, которому удалось проникнуть через ее оболочку, опережая миллионы своих собратьев. В результате такого слияния появляется одна-единственная клетка. Она начинает делиться. Сначала появляются две клетки, затем четыре и так далее. Так формируется человеческий зародыш. Его здоровье определяется состоянием изначальных сперматозоида и яйцеклетки, которые образовались из цзин родителей. С самого начала зародыш погружен в околоплодную жидкость. Все необходимое питание и кислород он получает от матери через пуповину, начинающуюся от пупка, рядом с Нижним Даньтянем и центром тяжести тела. Сама пуповина довольно длинная и плод всасывает через нее питательные вещества, действуя стенкой своей брюшной полости как мембраной насоса.

После рождения кислород поступает в тело вместе с воздухом через нос, а питательные вещества — через рот. Теперь потребность закачивать в себя все необходимое через пуповину движениями передней стенки живота исчезает, и они постепенно затухают. Со временем человек вообще забывает о них и не использует их. Нижний Даньтянь (ся даньтянь), или живот, является источником Изначальной ци, постоянно образующейся из юань цзин. Нижний Даньтянь расположен на Сосуде Зачатия, одном из восьми резервуаров ци в теле, которые регулируют поток ци в каналах ци. В Нижнем Даньтяне находится ци Воды (шуй ци), способная охладить ци Огня (хо ци), которая находится в Среднем Даньтяне, или грудине, и образуется из цзин пищи и воздуха.

Чтобы быть сильным и здоровым, необходимо беречь свою юань цзин. Ее можно сравнить с деньгами на депозитном счете, с первоначальным вкладом, который будет продолжать приносить прибыль, если его не трогать. Цзин преобразовывается в ци. Сохраняя ее, вы будете постоянно иметь и цзин, и ци. Нездоровый образ жизни пагубно сказывается на качестве юань цзин и уменьшает ее количество.

Для сохранения юань цзин необходимо контролировать свою половую жизнь. Гонады называются наружными почками (вай шэнь). Поскольку сперма является продуктом юань цзин и цзин пищи и воздуха, эякуляции истощают запас юань цзин и сокращают продолжительность жизни. Полностью прекращать половую активность не следует. В разумных пределах она даже рекомендуется, так как энергетизирует и активирует цзин, способствует более эффективному ее преобразованию в ци. Цзин можно сравнить с топливом, а ци — с энергией, вырабатываемой при его сгорании. Чем эффективнее вы трансформируете топливо в энергию, тем больше энергии у вас есть.

Надлежащий уровень сексуальной активности активизирует ци, подпитывающую шэнь, уравновешивает ум и подбадривает. Он определяется возрастом человека и его здоровьем. Цзин в наружных почках является основным источником ци в четырех важнейших сосудах Инь-ци, расположенных в ногах (по одному Инь-Пяточному и Инь-Связующему Сосуду в каждой из ног). Эти четыре резервуара ци поддерживают силу и здоровье ног. Если после половой активности вы ощущаете слабость в ногах, значит, вы расходуете слишком много цзин.

Ци
()

В цигун предполагается тесная взаимосвязь между ци и кровообращением. Ци и кровь циркулируют совместно. Это называется ци сюэ («ци и кровь»). Ци обеспечивает клетки крови необходимой для их функционирования энергией. Кровь накапливает ци и помогает транспортировать ци воздуха к каждой клеточке тела.

Клетки, ткани и органы человеческого тела можно сравнить с электродвигателями, которые без подачи питания не работают. Сети кровеносной, лимфатической и нервной систем совпадают с каналами перемещения ци, так как ци обеспечивает необходимую для их функционирования энергию. Органы тела перерабатывают поступающее к ним «сырье» в конечный продукт. Одни виды «сырья» используются для выработки энергии, с помощью которой другие виды «сырья» перерабатываются в конечный продукт. «Сырьем» для человеческого тела служат пища и воздух, а конечным продуктом является жизнь.

Ци в человеческом теле можно сравнить с электрическим током, который на теплоэлектростанциях вырабатывается при сжигании нефтепродуктов или угля. На теплоэлектростанции имеется множество электропроводов, связывающих между собой различные агрегаты, и сложная коммуникационная сеть, обеспечивающая работу телефонов, интеркомов и компьютеров. Кроме того, там есть конвейеры, грузоподъемники, вагонетки и грузовики, с помощью которых сырье транспортируется из одного места в другое. Аналогичным образом обстоит дело и в человеческом теле, где имеется пищеварительная, кровеносная и нервная системы, а также каналы ци. По этим системам распространяется кровь, сенсорная информация и энергия. Сосуды кровеносной и лимфатической систем и нервные пути представляют собой материальные структуры. В отличие от них, каналы ци нельзя рассматривать как физические объекты. Однако системы распространения крови, лимфы и нервных импульсов имеют сходную конфигурацию с сетью каналов ци в человеческом теле.

На фабрике для работы различных машин и агрегатов требуется ток различной силы и напряжения. Нечто подобное касается и органов в человеческом теле. Любой станок не будет нормально функционировать и может быть даже поврежден, если его питать энергией с непредусмотренными для него параметрами. Аналогичным образом, когда поступающая в органы ци слишком отрицательна или положительна, это приводит к их повреждению и ускоряет изнашивание. Для бесперебойной и эффективной работы фабрики требуются не только высококачественное оборудование, но и надежное энергоснабжение. То же самое касается и человеческого тела. Состояние его органов в значительной степени определяется наследственностью. Для поддержания их в нормальном состоянии и обеспечения долговременного функционирования требуется надлежащий запас ци.

На ци влияет качество воздуха и потребляемой пищи, образ жизни, эмоции и склад характера. Воздух и пища выступают источниками энергии. Образ жизни можно сравнить с порядком эксплуатации оборудования, а склад характера — с руководством фабрики.

Все сказанное проясняет роль ци в организме человека. Однако использованная выше метафора сильно упрощает реальную картину. Поведение и функция ци гораздо сложнее особенностей энергоснабжения фабрики. Люди не фабрики и не роботы, а человеческие существа с чувствами и эмоциями, влияющими на циркуляцию ци. Щипок, к примеру, который нервная система регистрирует, а головной мозг интерпретирует как болевое ощущение, приводит к возмущению потока ци в этой области тела. Ничего подобного у машин не наблюдается. Кроме того, в отличие от машин, для человека характерна инстинктивная или осознанная реакция на болевое ощущение. Эмоции и мысли влияют на циркуляцию ци, тогда как энергоснабжение машины от нее ни в чем не зависит. Чтобы понимать и контролировать свою ци, для ощущения ее потока необходимо использовать скорее чувства, чем разум.

В теле человека присутствует два основных типа ци. К первому из них относится Пренатальная ци, которая известна также как Изначальная (юань ци) или Прежденебесная ци (сянь тянь ци). Она образуется из получаемой при зачатии юань цзин и поэтому называется Пренатальной.

Ко второму типу относится Постнатальная или Посленебесная ци (хоу тянь ци). Она извлекается из цзин (сущности) поглощаемой нами пищи и вдыхаемого воздуха и сосредоточена в Среднем Даньтяне, в области диафрагмы. Постнатальная ци смешивается с Пренатальной (Изначальной) ци. Вместе они циркулируют по Управляющему Сосуду (ду май) и Сосуду Зачатия (жэнь май), откуда и распределяются по всему организму.

Пренатальная ци считается ци Воды (шуй ци), поскольку она способна охладить Постнатальную ци, известную как ци Огня (хо ци). Ци Огня способствует сдвигу состояния тела в сторону Ян, стимулирует эмоции и мешает сосредоточиться. А ци Воды охлаждает тело, проясняет мышление и содействует беспристрастности. Ци Огня поддерживает эмоциональность, а ци Воды отвечает за мудрость.

Смешиваясь, ци Воды и ци Огня не только циркулируют по Управляющему Сосуду и Сосуду Зачатия, но и наполняют Пронизывающий Сосуд (чун май). В результате ци непосредственно по спинному мозгу направляется вверх для подпитывания головного мозга и энергетизации шэнь и души. Это очень важно в практике цигун.

В зависимости от выполняемых функций, ци подразделяется на две основные категории. К первой из них относится Управляющая ци (ин ци). Ее название обусловлено тем, что она контролирует функционирование организма, включая движения тела, мышление и деятельность внутренних органов. Существует два типа ин ци. К первому из них относится ци, которая циркулирует по каналам и отвечает за функционирование органов. Если у вас в сосудах достаточно ци, то все части тела будут автоматически ею снабжаться, поддерживая нормальное состояние организма. Второй тип ин ци связан с человеческим И (умом, вниманием). Если И решает что-то сделать (например, поднять ящик), энергия этого типа автоматически направляется к мышцам, отвечающим за выполнение задуманного действия. Такая ин ци управляется мыслями и тесно связана с ощущениями и эмоциями.

Ко второй основной категории относится Защитная ци (вэй ци). Вэй ци образует на поверхности тела своего рода оболочку, оберегающую его от негативных внешних влияний. Кроме того, вэй ци задействована во многих функциях кожи, в росте волос и устранении повреждений кожного покрова. По миллионам крошечных канальцев она направляется к поверхности кожи и может даже выходить за пределы тела. В случае Ян-состояния организма уровень вэй ци высок, а поры кожи открыты. Когда же преобладает Инь, ее мало и поры закрываются, чтобы предотвратить утечку ци.

В теплое время года (летом) равновесие сдвинуто в сторону Ян, уровень ци в теле человека повышается, поры кожи широко открыты и защитный экран может простираться далеко за ее пределы. Зимой же наблюдается сравнительное преобладание Инь и возникает необходимость сохранять ци, чтобы не замерзнуть и уберечься от болезнетворных организмов. Защитное поле сужается до границы кожного покрова.

Вэй ци автоматически реагирует на изменения в окружающей среде. Однако на нее существенное влияние оказывают также ощущения и эмоции человека. В состоянии гнева или радости, к примеру, экран ци шире, чем в случае печали или боязни. Нормальный уровень ин ци поддерживает здоровье, в то время как вэй ци защищает от вредных внешних влияний, таких как холод.

Ключевым моментом является тренировка и укрепление духа (шэнь), который направляет и контролирует ци.

В случае болезни или перед лицом смерти люди с крепким шэнь, свидетельствующим о сильной воле к жизни, выживают чаще. А апатичные и упавшие духом обычно долго не выдерживают. Сильная воля к жизни укрепляет шэнь, энергетизируя ци и сохраняя здоровье. Чтобы укрепить шэнь, необходимо сперва с помощью ци энергетизировать головной мозг для более эффективного его сосредоточения. В результате ваше мышление станет уравновешенным, окрепнет сила воли и укрепится шэнь.

Важно генерировать ци Воды и научиться действенно управлять ею. Она охлаждает ци Огня и замедляет старение организма. Кроме того, ци Воды помогает успокоиться, сосредоточиться и принимать объективные решения. Практика цигун позволит вам ощущать и эффективно контролировать ее. Ци Воды образуется из юань цзин. Истоки обоих находятся в почках. В организме ци Воды сосредоточена в Нижнем Даньтяне, под пупком. Чтобы сохранять ее, требуются здоровые почки.

Шэнь
()

Очень трудно подыскать слово, точно описывающее шэнь. Как и во множестве других случаев, его перевод определяется контекстом. Шэнь можно перевести как «дух», «бог», «душа», «разум», «нечто бессмертное», «божественное» или «сверхъестественное».

При жизни человека шэнь является духом, который управляется разумом. Неустойчивое состояние ума называется син шэнь бун ин, что означает «разногласие между эмоциональным умом и духом». Эмоциональный ум (Синь) способен энергетизировать и активизировать шэнь до более высокого уровня. Но одновременно Синь требуется контролировать с помощью рационального ума (И). Если И управляет Синь, разум в целом сосредоточен и И может контролировать шэнь. Однако при возбужденном шэнь И утрачивает способность контролировать его. Такое состояние называется шэнь чжи бу цин, что означает «отсутствие ясности духа и волеизъявления (обусловленного И)». В цигун очень важно научиться эффективно контролировать эмоциональный Синь рациональным И. Для достижения этого буддисты и даосы тренируются отвлекаться от эмоций и привязанностей. Только таким образом можно развить полностью подконтрольный сильный шэнь.

Здоровый человек использует И для защиты шэнь и удержания его в надлежащем месте, в Верхнем Даньтяне. Даже будучи энергетизированным, он остается под контролем И. Однако в случае болезни или в состоянии на грани смерти И слабеет, шэнь покидает свое естественное местонахождение и начинает блуждать. После смерти шэнь полностью покидает физическое тело и называется уже хунь, или душой. Часто используется термин шэнь хунь, так как хунь образуется из шэнь. Иногда шэнь хунь говорят о духе умирающего человека, поскольку он находится между состояниями шэнь и хунь.

Когда шэнь становится крепче и достигает более высокого уровня развития, обостряется чувствительность, проясняется мышление и приходит вдохновение. Мир живых людей обычно считается янским (ян цзянь), а загробный мир духов — иньским (инь цзянь). Когда шэнь достигает своего высшего развития и обостряется его чувствительность, разум человека обретает способности, выходящие за пределы нормальных. Понимаются ранее непостижимые идеи и может развиться способность ощущать мир Инь и даже устанавливать с ним контакт. Такой сверхъестественный шэнь называется лин, что предполагает умного, проницательного и сообразительного человека, способного быстро находить общий язык с окружающими и легко разбираться в природе вещей. После смерти этот сверхъестественный шэнь не погибает сразу же вместе с физическим телом. Он продолжает удерживать энергию человека вместе в виде призрака (гуй). Вот почему привидения называют лин гуй, что означает «духовные призраки», или лин хунь («духовные души»).

Лин является сверхъестественной частью духа. Если она достаточно сильна, то будет еще долго существовать после физической смерти и иметь множество возможностей перевоплотиться. Однако при достижении состояния Будды или просветления еще при жизни дух выходит из круга реинкарнаций и живет вечно. Такой дух называется шэнь мин, что означает «духовно просветленное существо», или просто шэнь и предполагает дух, ставший божественным. Как правило, после смерти человека, если его сверхъестественная часть духа недостаточно сильна, у нее в распоряжении оказывается лишь небольшой промежуток времени на поиски нового обиталища, в котором она могла бы возродиться прежде, чем ее энергия рассеется. В этом случае дух называется гуй (призрак).

Цзин и ци подпитывают шэнь (ян шэнь) и укрепляют лин. Если лин шэнь достаточно силен, человек способен по собственному желанию заставить его отделиться от физического тела. По достижении этой стадии тело может жить на протяжении сотен лет. Способных на такое людей называют сянь, что означает «боги» или «бессмертные маги». Поскольку для сянь определяющим является шэнь, иногда используется термин шэнь сянь (бессмертный дух). Сянь — это живой человек, шэнь которого достиг просветления или состояния Будды. После смерти его дух называется шэнь мин.

Основа практики цигун заключается в том, чтобы укреплять свой шэнь, подпитывать его и развивать до уровня, на котором он сможет покидать ваше физическое тело. Для этого требуется знать местоположение шэнь и то, как его подпитывать, защищать и тренировать. Кроме того, очень важно представлять себе, где находятся корни шэнь, его истоки.

Шэнь локализуется в Верхнем Даньтяне, в головном мозге. Он укрепляется при сосредоточении на третьем глазе. Здесь под укреплением подразумеваются поддержка и защита. Когда разум человека распыляется на мелочи и нет ясности в мыслях, шэнь начинает блуждать. Такое состояние называется шэнь бу шоу шэ, что означает «дух не удерживается в надлежащем местоположении».

Согласно теории цигун, Синь (эмоциональный ум) способен поднять дух, но он же может привести в замешательство шэнь, подталкивая его покинуть Верхний Даньтянь. И (рациональный ум) должен постоянно контролировать шэнь и удерживать его в положенном месте.

Высоко энергетизированный шэнь способствует эффективной циркуляции ци. Шэнь — это сила, которая поддерживает в человеке жизнь, своего рода центр управления движением ци. Когда шэнь силен, тогда сильна и ци, а человек при этом имеет возможность эффективно управлять ею. Если он слаб, слаба и ци, а тело быстро стареет. Аналогичным образом ци поддерживает шэнь, энергетизируя его и помогая оставаться ясным, проницательным и сильным.

Необходимо понимать истоки шэнь и способ подпитывания его развития. Изначальная Сущность (юань цзин) является унаследованной от родителей жизненной эссенцией, самым важным источником энергии для человека. Из Изначальной Сущности образуется Изначальная ци (юань ци), которая смешивается с ци пищи и воздуха. Так обеспечивается запас энергии, необходимый для жизнедеятельности и развития человека. Смешанная ци подпитывает также и шэнь. В то время как ци Огня энергетизирует шэнь, ци Воды укрепляет рациональный ум, что помогает ему контролировать энергетизированный шэнь. Подпитываемый Изначальной ци и удерживаемый И в надлежащем местоположении шэнь называется Изначальным шэнь (юань шэнь). Таким образом, истоком Изначального шэнь выступает Изначальная Сущность. Энергетизированный, но контролируемый И шэнь называется цзин шэнь, что означает «шэнь сущности» или «дух жизненности».

Изначальный шэнь считается центром человеческого существа. Он успокаивает, проясняет мышление и укрепляет силу воли. Когда человек сосредоточивается на какой-то задаче, это называется цзюй цзин хуэй шэнь («накопление цзин для встречи с шэнь»). Используйте Изначальную Сущность для активизации Изначального шэнь. Поскольку этот шэнь подпитывается Изначальной ци, которая считается ци Воды, он рассматривается как шэнь Воды.

С достижением высокого уровня прогресса в занятиях цигун самым важным становится развитие шэнь. Конечная цель здесь заключается в формировании Священного Зародыша и его подпитывании до тех пор, пока он не родится и не станет самостоятельным. Однако для среднего уровня достаточно укреплять шэнь, подпитывая его ци и сохраняя над ним контроль со стороны И. Такой шэнь эффективно управляет циркуляцией ци, укрепляет здоровье и помогает достичь долголетия.

Шэнь и головной мозг неотделимы друг от друга. Шэнь — духовный аспект человеческого существа, порожденный и контролируемый разумом. Разум обеспечивает силу воли, поддерживающую шэнь в надлежащем состоянии. Шэнъ (дух) и чжи (воля) тесно связаны, поэтому китайцы часто используют словосочетание шэнь чжи. Энергетизированный и крепкий шэнь упрочивает силу воли. Они взаимосвязаны и содействуют друг другу. Таким образом, материальной основой духа выступает головной мозг. Подпитывать шэнь означает подпитывать головной мозг. Изначальным источником питания является цзин, преобразующаяся в ци, которая направляется в головной мозг для его энергетизации. В практике цигун этот процесс называется фаньъ цзин бу нао, то есть «возвращение цзин для питания головного мозга».

Теперь, имея представление о концепциях цзин, ци и шэнь, вы можете оценить характер взаимосвязи этих трех сокровищ в практике цигун и понять, как их использовать для достижения духовного просветления.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB