Метеоры произвели на меня огромное, неповторимое впечатление.
Когда видишь скалы подъезжая, ещё вдали на горизонте, уже тогда захватывает дух,от
необычайности увиденного. На подъезде расположен город Колобака, небольшой
городок каких много на равнине Фессалии. Прямо с улиц городка виден лес из скал с монастырями на верху. Что удивительно, это то, что прямо с равнины мы без всякого подъёма в горы попадаем в окружение скал некоторые высотой в несколько сот метров. Эти скалы как говорят учёные образованы работой воды и ветра на обнажившемся дне морском когда-то миллионы лет назад, когда море отступило.
Конечно, мне кажется, что эти скалы на плоской равнине Фессалии всегда служили хорошим убежищем, сначала первобытным племенам, а затем язычникам, ну а потом уже и христианским подвижникам. Множество пещер в этих скалах, некоторые датированы
неолитом, были всегда обитаемы и скрывали беженцев в различные эпохи греческой истории. Недоступность этих отвесных скал и пещер в них очевидна, скрываться в них и их оборонять особого труда не составляет.
Такая тактика уединения и отшельничества использовалась повсеместно и в святой земле
Ерусалима и в горах Тибета, и в северной Индии.
Создавались пещеры или использовались естественные образования в скалах, где поселялись отшельники для уединения в духовной работе.
Будь то, буддизм, ламаизм, индуизм или христианство не имеет никакой разницы, так как
для работы с духом самые лучшие условия это уединение в горах.
Конечно такие пещеры порой укрывали целые группы отшельников, так создавались скиты. Ну уже за тем, эти скиты разрастались и до монастырей.
В 9-м веке здесь обосновалась группа монахов-отшельников; жили они в пустотах и трещинах местных скал. Располагались эти импровизированные обиталища довольно высоко; высота эта – вкупе с крутизной скал – отпугивала большую часть потенциальных посетителей отшельников (за исключением разве что самых целеустремленных). Изначально отшельники контактировали друг с другом лишь по воскресеньям и другим религиозным праздником; в такие дни они собирались в построенной у подножья одной из скал часовне.
Довольно быстро стало ясно, что Метеоры – просто идеальное место для монастырского комплекса. Высокие скалы служили идеальным убежищем – единственным надежным способом попасть в монастырь была лестница, которую при необходимости можно было легко убрать.
В конце 14-го века в северной части Греции начали все чаще и чаще появляться банды турецких налетчиков; Метеоры, однако, были просто идеальной природной крепостью.
Долгое время путь к монастырям оставался чрезвычайно трудным – монахи все еще нуждались в защите от разного рода внешних опасностей, да и дополнительное испытание крепости веры гостей Метеоры лишним им не казалось. Кроме длинных лестниц, для подъема вверх использовались специальные веревочные сетки; пользоваться ими, впрочем, отваживались лишь самые крепкие духом – монахи принципиально заменяли старые веревки на новые лишь после очередного обрыва, мотивируя это волей божьей.
Молитва, пост, ритуалы и т.д. всё для того чтобы обрести царствие небесное, силу и славу как у Иисуса Христа. Конечно, пример явления Христа «в силе», в фаворском свете перед своими учениками на вершине горы, был я думаю основным стимулом для аскетов.
Хотя многие занимались и врачеванием, исцелением, да и мирских профессий не чурались
что видно по преданиям о жизни святых старцев.
Жизнь монахов в Метеорах – это суровое и трудное постижение Истины, борьба между добром и злом, путь беспрерывного покаяния и непрекращающейся молитвы. Живут монахи по распорядку, заведенному сотни лет назад. Ложатся спать после захода солнца. В три часа ночи, шесть и девять утра – молитвенное правило. После скромного завтрака обитатели монастырей, восславив Бога, занимаются хозяйственными работами. После обеда переписывают священные книги, переплетают рукописные кодексы, пишут иконы. Метеорские иконы считаются чудотворными. Путь к вершинам Метеор – не упражнение тела, а испытание духа. На одном лишь туристском любопытстве в это святое место не взберешься. Труден каждый шаг, к концу подъема тело болит, ноет каждый мускул. Но ведь так и должно быть: легких путей к Богу не существует….Звучат византийские распевы, мерцают свечи и лампады, тихонько воет ветер — здесь теряется представление о времени и пространстве, возникает ощущение, что попадаешь в иное измерение. Жизнь монахов на Метеорах — это тяжелый суровый и трудный путь, борьба между добром и злом с единственной целью послужить Богу. В сердцах иноков живет другой мир, свободный не связанный со временем. Сутки разбиты на три части. Первая — молитва в церкви. Во второй — работают, принимают гостей, паломников, туристов, занимаются иконописью, резьбой по дереву, чтением Святого Писания. Во время третьей части суток — отдыхают.
Всего на протяжении истории монашеской республики в Метеорах существовало двадцать четыре монастыря вместе с множеством одиночных келий, аскитариев, часовен, скитов, пещер, затворов, столпов, рассеянных по всем метеорским горам. Некоторые из монастырей сохранились до наших дней только в виде развалин (Свято-Духовский, Вседержителя, Горний, св. Георгия Мандиласа, Свято-Сретенский и др.). В настоящее время в Метеорах шесть действующих монастырей: четыре мужских (Преображения Господня, преп. Варлаама, Святой Троицы, и св. Николая Анапавса) и два женских — св. Варвары (Руссану) и св. Стефана.
Надо сказать, что впечатляет здесь не только воздух горный и лесной, так как окружают скалы лесные массивы, но и энергетика этих мест. Места понятно намоленные, как у нас принято говорить, однако мне думается, что и скальные массивы такой высоты играют магнетическую роль. На себе испытал, как трудно подниматься в гору в зоне ниспадающих потоков энергии /холодной плазмы/ в горах и как легко это делать в зоне восходящих потоков – просто взлетаешь вверх не чувствуя ног.
Здесь впечатление аналогичное - только начал подьём, как уже на вершине и не помнишь как забрался, хотя лестницы крутые и отнюдь не короткие.
Другое, что я заметил, это абсолютное спокойствие гидов и экскурсоводов, хотя посетители ведут себя на этой высоте совершенно беспечно и просто даже вызывающе
неосторожно. Я лично наблюдал размахивающего руками стоящего над обрывом туриста,
бесящегося ребёнка над пропастью, просто ужас. В довершение всей этой картины наблюдал как девочка лет 15 села на перила над пропастью и болтала ногами, никого это не удивило. Думаю что если бы она это сделала где нибудь, дома в своём городе – мама сошла бы с ума.
Видимо здесь такие места, что ничего не происходит, никаких несчастных случаев.
и люди подсознательно это чувствуют, а может быть просто находятся в трансе, что также
вполне похоже на это. По крайней мере изменённое состояние налицо.
Пожалуй, это то, что меня удивило довольно значительно.
В художественном смысле места просто заповедные, об этом надо писать отдельно и в
другом месте. Попадаешь в окружение культуры Византии в 10-м.14-м. столетии.
Это также удивительно и необычно, так как у нас, как оказалось, церковь совсем другая,
хотя у нас и стараются опровергать это всеми силами.
http://www.youtube.com/watch?v=CbVuxETtHBg