Стилей и школ тайцзицюань в наше время расплодилось не мерено. В последнее время открылись для массового клиента ранее закрытые школы, также идёт валом рекламы и обещаний, а результат как говорят приходится ожидать.
Сначала был один стиль родившийся в Чен цзя гоу и развитый Яном, по его имени мы и знаем тайцзицюань стиля Ян. Уже спустя время наблюдая успех Яна появились стили Чен и У. В настоящее время стили растут как грибы, их уже за пятьдесят. Причины те же самые, коммерческие - отделиться и урвать! Достижений и развития к сожалению нет, все достижения в прошлом и у отцов -основателей. Историю тайцзицюань можно найти в инете, есть даже несколько версий. Действительно научный анализ был сделан У Тунанем, мастером стиля У. Мастер У Тунань с детских лет занимался в семье Янов. Он дожил до 105 лет и ушёл из жизни по врачебной ошибке / передоз антибиотиков/ У Тунань многие годы занимался исследованиями в области истории тайцзицюань,ездил по стране изучал архивы и старые рукописи, встречался с потомками мастеров. Алхимическое прошлое тайцзицюаня им доказано научно.Кстати чтобы прожить долгую жизнь, в недавнем прошлом надо было уметь её защищать. Поэтому боевой аспект учения был не менее важен чем алхимический. Здесь фрагменты из исследований мастера. "Китайское ушу имеет долгую историю, это характерно и для тайцзицюань. Однако из-за того что учение передавалось в тайне, от сердца к сердцу, информация передавалась из уст уста, то трудно обнаружить упоминание о них в документах. Однако в упоминаниях в документах можно установить что и до династии Сун были стили и направления тайцзицюань... Проводимые в последние годы исследования по истории ушу позволили обнаружить немало материалов, дающих ещё больше свидетельств в пользу версии о создании тайцзицюань Чжан Саньфеном /даосским мастером/. У Тунань считает даже, что он является не первым человеком проявившим тайцзицюань, а просто собравшим его достижения которые привели к возрождению. Так же следует указать, что исходные положения тайцзицюань происходят из даосских теорий, а они, в свою очередь, выкристаллизовались из долговременной практики труда народных мастеров. Невозможно приуменьшить взаимосвязь тайцзицюань с даосизмом. «Читая документы семьи Ян, в предисловии к написанной Ян Ченфу «Полной книге по форме и применению тайцзицюань» видим: «Отец наставлял, что тайцзицюань был создан жившим при династии Сунн Чжан Санфеном, приёмниками традиции были Ван Цзунъюэ, Чэнь Чжоутун, Чжан Сунси, Цзян Фа. Учитель ЧеньЧансин /обучивший Янов/ был единственным учеником господина Цзян Фа.»
Необходимо сказать, что всё сказанное выше о тайцзицюань не имеет никакого отношения к тем формам упражнениям и методикам, которые сейчас в мире называют тайцзи, тайчи, тайцзи, и тайцзицюань. Эта широкомасштабная профанация была начата потомками Яна, для того чтобы во первых, скрыть настоящую методику от правящего в то время манжурского режима, а во вторых для удобства в коммерческом использовании, упрощая себе задачу зарабатывать, привлекая массы обывателей и создавая рекламу. Так появились формальные упражнения 108 форм, 96 форм, 72 формы, и т.д. А уже затем по заказу китайского правительства была создана 24 формы широко популярная сейчас в мире. Ну а уж про другие производные стили и говорить не приходится, сплошные выдумки и компиляция. Можно конечно не так резко отзываться о полезном движении в физкультурном отношении, для широких масс , но если говорить правду, то дело обстоит именно так.
В отношении здоровья и долгожительства с помощью тайцзи можно привести статистику, которая полностью отрицает этот миф коммерческих структур. За последние годы ушли в мир иной много старых мастеров недоживших и до 80-ти лет. Однако это были мастера боевых искусств в том числе тайцзицюань. А сколько мастеров ушли в других видах самосовершенствования не доживши до преклонных лет. Например такие всемирно известные как Рамакришна, Вивекананда, Ошо, Гурджиев, Ауробиндо и т.д. Что же говорить если сам Гаутама Будда не дожил до старости.
Нельзя сказать что тайцзи цюань в том виде который преподавал Ян Ченфу- потомок Яна, является внутренней алхимией. Это просто цюань внутреннего стиля. И вся внутреняя работа в этом цюане направлена на победу над противником. Побочные же эфекты занятий этим цюань, на первом этапе, могут нести оздоровительный характер как и любая гимнастика. Другое дело тот тайцзи цюань который преподавал даосский учтель в Ченьцзягоу, какой он был, об этом сейчас можно только догадываться. Что осталось от этого сейчас, думаю что немного и совершенно не оздоровительного направления, на это указывает болезнь и ранняя смерть Ши Мина- самого прямого последователя старого направления. Наиболее полно исследовал историю тайцзи цюань мастер стиля "У"- У Тунань. Если вам интересна история вопроса ищите на страницах и-нета.
Напротив Тяньжушаньский медицинский цигун передавался в даосской среде много сотен лет. Это была среда врачей практиков, целителей. Тяньчжуская система цигун впитала в себя теоретические положения классической китайской медицины — о движении ци и крови, подъеме субстанций ян и опускании субстанций инь, об их взаимодействии, о «полых» и «плотных» внутренних органах, меридианах и колатералях и т. п. Согласно этим положениям, болезнь вызывается нарушением баланса субстанций инь и ян, регулярности процесса «опускания и подъема» их в организме, «закупоркой» меридианов и колатералей, «недостаточностью» ци и крови, развитием «патогенных факторов», подавляющих «правильные» тенденции в организме. Упражнения цигун позволяют упорядочить взаимодействие субстанций инь и ян, их «опускание» и «подъем», степень «открытия» и «закрытия» организма. Для этого применяется управление движением ци, «вдыхание чистого (ци) и выплевывание мутного», освобождение и раскрытие меридианов и коллатералей, обеспечение беспрепятственного движения ци и крови. Овладение тяньчжуской системой цигун начинается с динамических упражнений: сначала собираются «три вида ци» — неба, земли и человека, в результате «девяти трансформации» они превращаются в жизнетворную «пилюлю», и ци мысленно проводится по «небесному кругу». Такого рода способы «ведения и привлечения» ци и крови, «раскрытия» меридианов и коллатералей, ведения ци через «заставы» позволяют добиться довольно быстрых успехов, что не дает «остыть» интересу к занятиям. Гяньчжуская система цигун позволяет «соединить телесную форму, мысль и ци». Их одновременная закалка обусловливает слияние внешней формы движения с мыслью, чтобы посредством «формы и мысли» вести «ци пилюли», обеспечить мягкость, плавность и замедленность движений. Поэтому данная система подходит людям любого возраста. Она предельно методически упорядочена, овладение ею начинается с простейших и безопасных для здоровья упражнений, выполнение которых не требует много времени. Это обусловило большую популярность тяньчжуской системы у китайских любителей цигун.
|