Недавно узнал про нашего современника, мастера Люй Цзыцзяна, у него оказалась очень интересная биография, приведу её в этой теме, может кому то будет интересно.
Мастер Люй Цзыцзянь ( 14 октября 1893 года -21 октября 2012 года) является уникальным в своем роде человеком, он обладатель высшей девятой категории мастерства тайцзицюань, багуачжан и синъи по градации Пекинской академии ушу, уже в 20-е годы прошлого столетия считали одним из «трех великих китайских доблестных воинов современности» (中国当代三大侠之一) В Тяньцзине великий воин Хо Юаньцзя, на Севере — Ду Синьу, на реке Чанцзян (Янцзы) — Люй Цзыцзянь (津门大侠霍元甲,北方大侠杜心五,长江大侠吕紫剑)
История Люй Цзыцзяня, этого невероятного человека, является отражением бурных изменений в жизни Китая. Он родился 14 октября 1893 года (по старому стилю) на берегу реки Янцзы в городе Ичан (китайская провинция Хубэй) в обеспеченной семье (род Люй практиковал традиционные боевые искусства и врачевание, а отец Цзыцзяня был профессиональным охранником в крупной компании по предоставлению услуг эскорта). Безмятежное детство прошло вместе со спокойным XIX веком. Но уже в самом начале XX века, в возрасте 7-ми лет, будущий великий мастер начинает приобщаться своей матерью к боевому искусству, которое в будущем станет неотъемлемой частью его жизни. После пяти лет тренировок вся семья убедилась в том, что мальчик обладает уникальными способностями и усваивает получаемые знания с поразительной скоростью. Было решено отдать его в обучение к знаменитому уданскому мастеру Ли Гоцао (李国操), который уже после трех лет обучения принял его в ученики уровня «допускаемых в домашние покои учителя» (жуши дицзы 入室弟子). В 15 лет Люй Цзыцзянь также становится учеником знаменитого хубэйского мастера Цзян Ина, прозванного «железной ногой» (铁腿江英), у которого проучился три года. В 1911 году новым его учителем становится Дин Шижун (丁世荣) — телохранитель самой императрицы Цыси. Через несколько лет Люй Цзыцзянь отправляется в Эмэйские горы, где знакомится с мастером Ли Чанъе, по прозвищу «волшебная ладонь» (神掌李长叶), у которого он с перерывами на протяжении в общей сложности восьми лет изучает так называемое искусство «непрерывно сменяющихся ладоней багуа вольно слоняющегося тела» (юшэнь багуа ляньхуаньчжан 游身八卦连环掌) и становится его носителем в третьем поколении. И еще одним учителем на всю жизнь стал Люй Цзыцзяню уданский патриарх даосской школы Цзысяопай (武当紫霄派, ответвление направления Лунмэнь 龙门) учитель Сюй Бэньшань (徐本善), он учил юношу не только кулачному искусству «внутреннего» направления (нэйцзяцюань 内家拳), но и всем премудростям «учения о вскармливании жизни» (яншэнсюэ 养生学), «внутренней» и «внешней» алхимии (нэйдань 内丹, вайдань 外丹). Сюй Бэньшань погиб, сорвавшись в пропасть, когда пытался сорвать с горной кручи целебную траву для тяжелораненного в жестокой схватке Люй Цзыцзяня. Уданские монахи рассказывают, что ему на тот момент было чуть ли не двести лет.
В начале прошлого столетия Люй Цзыцзянь, ставший прекрасным мастером боевых искусств, начинает выходить на «помосты грома» (лэйтай 擂台), где в то время мерились силой лучшие бойцы Поднебесной. Его имя действительно, словно гром, прогремело на многочисленных соревнованиях по кулачному искусству, где ему неоднократно присуждали звание чемпиона. С большим уважением относился к Люй Цзыцзяню и такой величайший мастер Китая, как Хо Юаньцзя (霍元甲), несмотря на очень большую разницу в возрасте, он называл семнадцатилетнего юношу «братом» и поддерживал во всех начинаниях.
Успех к Люй Цзыцзяню пришел в 1920 году, когда он выиграл соревнование по ушу в Нанкине на холме Юйхуатай.
Со временем о мастерстве Люй Цзыцзяня узнал и сам Чан Кайши (Цзян Цзеши 蒋介石), он послал к нему людей с официальным назначением на должность одновременно личного телохранителя всесильного главнокомандующего и начальника некого государственного учереждения по обучению и развитию китайских боевых искусств. Патриотично на строенный Люй Цзыцзянь в сложной для страны ситуации согласился попробовать себя на новом поприще. Одновременно он служил главным инструктором по единоборствам в Чунцине и членом Военного комитета Гоминьдана. Также продолжал появляться на соревновательных помостах. Здесь дух патриота и борца за национальное достоинство часто был направлен против иноземных поработителей Китая. Два случая имели летальный исход для его противников.
В 1924 году, по легенде, в ходе торговой войны между местной шанхайской речной транспортной компанией и японской компанией, Люй победил в смертельной схватке японского самурая Мицуи Хидэо (三井秀夫), предводителя местной мафии, он нанес японцу увечья, не совместимые с жизнью, тот умер, что привело к подрыву позиций соперничающей компании. Мастер отказался от награды за свои заслуги, но попросил предоставить возможность бедным людям бесплатно получить при необходимости услуги перевозки, чем заслужил славу «великого китайского доблестного воина современности на реке Янцзы».
В 1945 году произошел еще более показательный поединок. Тогда, после поражения Японии во второй мировой войне, в Китай приехал американский посол по особым поручениям генерал Мазер (马歇(竭)尔). Его телохранителем и ординарцем был почти двухметрового роста Том Джонс (汤姆。约汉(翰)), обладавший недюжинной физической силой и мощным, убийственным ударом. Он хвастливо публично заявлял, что во всей Поднебесной не найдется человека, способного победить его в схватке. Несколько известных китайских кулачных бойцов бросили ему вызов, и все были тяжело покалечены, при этом двое умерли. Одним из покалеченных был телохранитель знаменитого генерала Фэн Юйсяна (冯玉祥), Фэн Юйсян тяжело переживал за жизнь столь близкого ему человека. Люй Цзыцзянь через Чан Кайши обратился к генералу Мазеру с предложением о поединке с его ординарцем. Между Люй Цзыцзянем и американцем был подписан договор о том, что в случае летального исхода, стороны не будут иметь претензий. Посмотреть на этот бой, проходивший в Чунцине, пришло огромное количество людей, среди которых были Чан Кайши, Фэн Юйсян и один из будущих руководителей коммунистического Китая — Чжоу Эньлай (周恩来). Бой длился около часа, и несмотря на то, что руки Люй Цзыцзяня были серьезно повреждены, ему все-таки удалось смертельным ударом в грудь одолеть противника, изо рта американца пошла кровь, он рухнул на помост и больше уже не смог подняться. Через три дня грозный Том Джонс скончался.
После прихода к власти в стране председателя КПК Мао Цзэдуна (毛泽东) Люй Цзыцзянь, как помощник Чан Кайши, бежавшего на Тайвань, надолго попал в тюрьму, из которой он, может быть, никогда бы и не вышел, но его спас счастливый случай. В тюрьме он при помощи даосских методов целительства вылечил от целого ряда заболеваний будущего ставленника «отца китайских реформ» Дэн Сяопина (邓小平) — Ху Яобана (胡耀邦). Выйдя на волю после лихолетья «смутного времени», тот рассказал набирающему силу и власть реформатору о своем чудесном излечении в неволе. Дэн Сяопин, который много слышал о Люй Цзыцзяне, удивился, что в таком возрасте он еще жив, и распорядился сделать все для его скорейшего освобождения. После этого Люй занимался, как и его предки, охраной грузоперевозок на Янцзы, традиционным врачеванием костных травм, а также преподавал в армии ушу.
Какое-то время о Люй Цзыцзяне по причине политической конъюнктуры не вспоминали, но на волне демократизации старые «грехи» ушли в прошлое, и имя его зазвучало с новой силой. В 1979 году, после окончания «смутних времен» и взятия страной курса на новую рыночную политику, Люй Цзыцзянь возвращается в Чунцин и к активной социальной жизни. Он принимает участие в муниципальной народной политической консультативной конференции (государственный орган в Китае), занимает пост президента Чунцинской федерации ушу, руководителя Чунцинской ассоциации традиционной китайской медицины, президента Сычуаньской ассоциации боевых искусств, директора НИИ китайских боевых искусств и др.
В престарелом возрасте он продолжал заниматься ушу. Так в 1982 году он победил в Национальном турнире боевых искусств «Золотой лев», удостоился специального золотого приза на турнире по кулачным боям Эмэйшань. В 1985 году в возрасте 92 лет мастер Луй в составе Сычуаньской делегации принял участие в Китайском народном чемпионате по ушу и получил золотую медаль по демонстрации багуачжан.
Мастерство Люй Цзыцзяня было высоко оценено. В 1985 году он назначается президентом Международной ассоциации кунгфу, в 1994г. – главным советником Международной ассоциации цигун. А в 2002 году Департамент боевых искусств Китайского министерства спорта присвоил ему наивысший девятый дуань (дан) по ушу.
Когда ему было 93 года, он вошел в сборную команду провинции Сычуань по ушу, принял участие во Всекитайских соревнованиях в Сюйчжоу.
XXI век, третий по счету у великого мастера ушу Люй Цзыцзяня, стал соответствующим его деяниям итогом. Спокойная, размеренная жизнь во все том же Чунцине в окружении учеников и семьи внука (дети и третья жена умерли), заслуженное признание, любовь, уважение, и, к тому же, отменное здоровье.
Он вставал в 7 часов утра и ложился в 11. День всегда начинал с занятий. В питании был не привередлив, но отдавал предпочтение, в основном, вегетарианской пищи (очень любил помидоры), но без крайностей (иногда употреблял мясо и рыбу). А также придерживался принципа, который нам известен как «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу», и потому завтрак у него был обильным, а ужин весьма умеренным.
После обеда, с двух до половины четвертого, всегда отдыхал – сидел в позе созерцания. Во второй половине дня читал газеты, иногда смотрел телевизор, навещал друзей. Кроме того, Люй Цзыцзянь был гармонично развитой личностью – он любил музыку и часто пел арии из пекинской оперы, был замечательным каллиграфом, много рисовал.
Удивительно, но его кожа была совершенно не похожа на старческую, а гладкая, почти без морщин, и слегка розоватая. В возрасте 115 лет он не был седой на 100% - по утверждению встречавшихся с ним журналистов в волосах и на коже у него можно было заметить волоски черного цвета. В общем, в этом весьма почтенном возрасте мастер Люй выглядел моложе, чем 20 лет назад. Силы его не покинули, в чем мог убедиться один из визитеров, крепкий мужчина, занимающийся ушу, которому так и не удалось вытащить авторучку, зажатую между ладонями учителя. Конечно, с возрастом зрение у него стало хуже, приходилось пользоваться очками. Не обошлось и без традиционных возрастных проблем – иногда чувствовал головокружение и слабость в ногах, потому под конец жизни пользовался палкой (увы, но такие проблемы у обычных людей появляются уже после 70 лет).
Самое интересное, что мастера Люй нельзя считать образцом правильного образа жизни – он курил и до последнего времени пользовался расположением женщин, не ограничивал себя в пище и удовольствиях. Пример его долгожительства опровергает традиционное восприятие аскетизма, как секрета долголетия. Может, здесь причина в его практиках?
Люй Цзыцзянь в своей жизни постарался, чтобы знания китайского ушу не только сохранялись из поколения в поколение, но и чтобы они были доступны всем, поскольку ушу, прежде всего, учит, что высшее воинское мастерство – это уход от необходимости причинения вреда противнику. Оно показывает, что в мире все взаимосвязано, а физическая природа должна находиться в равновесии с духовной.
В 2007 г. Люй, в возрасте 115 лет получает звание «здоровый пожилой долгожитель» от ООН
В 116-летннем возрасте, он ещё занимал несметное количество постов на самых разных уровнях в самых различных организациях, его постоянно снимали на телевидении, к нему приезжали журналисты, историки, мастера цигун и боевых искусств. Можно только было удивляться ритму жизни этого человека, день которого был расписан буквально по минутам, даже молодому не под силу успеть за день столько, сколько удавалось Люй Цзыцзяню.
21 октября 2012 года, не дожив меньше месяца до возраста 119 лет, в кругу семьи скончался великий мастер ушу Люй Цзыцзянь. Но самое удивительное то, что умер он не от преклонного возраста, а от полученной в результате несчастного случая травмы головы.
https://www.youtube.com/watch?v=4PeZsHQ ... 17143C0A1Ehttps://www.youtube.com/watch?v=svJE3BcES24Из интервью Виктора Сяо (Сяо Вэйцзя) 2005 год - Да, легенды о бессмертных все слышали, и никто этих бессмертных не видел. Но именно на пути поисков в этом направлении даосская мысль открыла много оздоровительных практик, улучшающих здоровье и продлевающих жизнь, из них же получила развитие и китайская медицина. Я не так давно ездил к одному нашему ушуисту, старцу. Ему 112 лет. Он сидит и разговаривает как я, реакция у него ничуть не хуже. Мы с ним провели два дня подряд, он участвовал во всех мероприятиях, во всех беседах, и я должен сказать, что я быстрее уставал, чем он. При этом он только пришел в себя после трагедии – за месяц до нашей встречи умерла его третья жена, и его ученики говорили, что он слег, но к нашему приезду уже встал на ноги и бодро общался со всеми. Мы все к 10 вечера уже начинали зевать и спрашивать, не пора ли ему отдохнуть, а он говорил – рано еще, рано. Это мы уже уставали, а он – нет. При этом и вставал он раньше нас. Вот в такой жизнеспособности отражаются чуть ли не все достижения китайской культуры. При этом жизнь у него была далеко не райская, будучи «контрой» он много лет провел в лагерях. Но почему у нас таких тоже единицы?
Два дня жизни рядом с ним меня, уже в который раз, убедили в том, что мы слишком мелко все плаваем, по сравнения с мудростью, которая создала вот такого старика, - значит надо дальше идти и глубже копать.